Приятного вам знакомства!
Виталий Оньков – один из наиболее известных коми-пермяцких художников. Его работами проиллюстрированы книги и издания, украшены стены учреждений культуры, различные объекты в Кудымкаре. Его творчество хорошо подходит, чтобы показать, как носители коми-пермяцкой культуры представляют героев своей мифологии.
Слева направо:
Виталий Оньков – один из наиболее известных коми-пермяцких художников. Его работами проиллюстрированы книги и издания, украшены стены учреждений культуры, различные объекты в Кудымкаре. Его творчество хорошо подходит, чтобы показать, как носители коми-пермяцкой культуры представляют героев своей мифологии.
Сверху вниз:
Контакты русских и коми-пермяков с XIV-XV веков были очень тесными. Поэтому слова баня, бабушка, бес и многие другие в коми-пермяцком языке – русского происхождения. Есть и интересный синтез: первая половинка слова коми-пермяцкая, а вторая – русская. Например, «вэрдядь» – леший. Тут «вэр» – лес, а «дядь» – русское слово «дядя». «Вуншериха» – середина дня. Это калька с русского «полудница», добавлено другое русское окончание.
1. Вуншорика
Полудница. Дух поля. Во время цветения хлебов полудница ходит по межам, раскачивает рожь, растит колос, и тревожить ее нельзя. Выглядит как крепкая большая женщина, иногда рогатая, одетая в вывернутую мехом наружу шубу. Встретив в полдень человека, она может съесть его.
2. Домовой-суседко
Дух домашнего пространства. Считается одновременно покровителем и вредителем животноводства. Его нужно задабривать. Например, положить кусок хлеба, его посолить, туда же можно поставить конфету или воду. В доме живут столько домовых, сколько в доме людей: у каждого свой. Они живут в подполье.
2. Домовой-суседко
Дух домашнего пространства. Считается одновременно покровителем и вредителем животноводства. Его нужно задабривать. Например, положить кусок хлеба, его посолить, туда же можно поставить конфету или воду. В доме живут столько домовых, сколько в доме людей: у каждого свой. Они живут в подполье.
3. Банник
Дух бани. Нелюдь в бане, банника также называют баняись и баня-бабушка. Обычно эти духи пугают человека за позднее посещение бани или другие нарушения банного этикета. Показываются в виде небольших мохнатых существ. Банник может задушить человека или заталкать его в горячую печь.
4. Бес
4. Бес
5. Ваись
Дух воды, водяной черт. Часто водяной показывается в женском облике – как косматая чертовка «с огромными лапищами» или красавица, которая сидит на запруде и расчесывает длинную белую косу. Типичная вредоносная функция водяных – утягивать человека в воду.
6. Ворись
Леший. Лешак. Дух леса.
Живет в лесу. Пугает людей, подшучивает над людьми. В народных верованиях является хозяином лесных зверей и птиц. Наиболее частотный его признак – очень высокий рост, выдает лесного духа и отсутствие бровей. Детали одежды лесного духа говорит о чуждости крестьянскому миру: на нем могут быть лаковые сапоги, блестящая одежда, широкий плащ и большая шляпа.
6. Ворись
Леший. Лешак. Дух леса.
Живет в лесу. Пугает людей, подшучивает над людьми. В народных верованиях является хозяином лесных зверей и птиц. Наиболее частотный его признак – очень высокий рост, выдает лесного духа и отсутствие бровей. Детали одежды лесного духа говорит о чуждости крестьянскому миру: на нем могут быть лаковые сапоги, блестящая одежда, широкий плащ и большая шляпа.
7. Икота
Дух, «вселяющийся» по воле колдуна, обладающий способностью предсказывать будущее, сообщать то, что неизвестно, во время приступа «икоты».
Считается, что икоту изготавливают колдуны, выращивая в туесах, где она имеет вид ящериц, лягушек, жуков, жужелиц и т. п., а затем подкладывают в питье или пускают по ветру в виде мух. Попадая в тело жертвы, икота перемещается внутри человека, вызывая болезненные ощущения, удушье, прячась от врачей и знахарей.
8. Чуд
Дух, появляющийся во время Святок. Чудами обычно называют чертей. Могут быть рогатыми и мохнатыми.
8. Чуд
Дух, появляющийся во время Святок. Чудами обычно называют чертей. Могут быть рогатыми и мохнатыми.
Икотка в сериале «Территория»
Ставшая едва ли не самым популярным созданием сериала икотка традиционно представляет собой духа, который овладевает телом и волей человека. Икотка вызывает боль во время передвижения по телу носителя, способна контролировать, какую пищу тот ест, препятствовать религиозным ритуалам (не дает креститься и молиться), мешать работать.
Краевед и руководитель Больше-Кочинского музея этнографии и фольклора Василий Гагарин объяснил, что в сериале были опущены многие детали мифа об икотке: «Мы называем это явление «икöта» (звучит — икэтá). «Икöта» может погибнуть, но это никогда не вызывает смерть икотницы».
Икоте можно заходить только в женщину, не положено в мужчину. То, что икота может что-то предсказать и указать, показано верно. Гагарин добавил, что икотка также может попасть в организм человека «с пеной в пенном напитке», из-за чего даже современные коми-пермяки сдувают пену перед тем, как выпить такое питье.
Кудым-Ош в настольной игре «Легенды земли Пермской»
Легендарный богатырь, культурный герой, персонаж коми-пермяцкого национального эпоса, а также вождь и жрец, наделённый сверхъестественной силой. После гибели отца Кудым-Оша в военном походе, он был избран новым главой рода и получил соответствующие знаки отличия: жезл и четырёхугольное изображение медведя, которое постоянно носил на груди.
В игре это богатырь, жрец, наделённый сверхестественной силой. Пам, и основатель славного Кудым-Кара, на горе Изъюр. Символом его рода является медведь. Кудым-Ош становится одним из главных героев настольной игры, по сюжеты которой игроки отправляются в захватывающее путешествие по территории коми-пермяков. По дороге авторы знакомят аудиторию с пермским звериным стилем, героями родной земли и легендами.